37:
Я конечно не следователь и тем более не проффесиональный "дятловед". Я просто пытался мыслить логически, глядя на факты. Собрать их в единую картину. Но есть один факт, который сводит на нет все официальные и полуофициальные версии — от лавины до шаровой молнии. Попытаюсь объяснить свою позицию, возможна она поможет кому-то найти правду.
Вступление.
Восемь пар неопознанных следов ведут от изрезанной палатки вниз, к лесу, почти полтора километра. Девять человек в панике бегут ночью, в метель, при минус тридцати. Они полураздеты. У некоторых на ногах — только носки.
И эти носки — целые. Ступни под ними — без ссадин, без отморожений до кости, без следов хождения по колотому льду, веткам и камням. Такое впечатление, что они не бежали, а парили в сантиметре над снегом.
С этого момента версия, где они сами пришли к этому месту, рассыпается в прах. Значит, их доставили, инсцинировали. Но зачем? И почему? Если имеет место инсценировка, почему просто не закопать в тайге? Мало ли людей теряются в тайге? И почему всё вокруг выглядит так, будто над этой сценой работали два разных режиссёра: один — педантичный и аккуратный, другой — торопливый и безалаберный?
Посмотрите на фото у кедра. Аккуратный настил из срезанных веток. Ровные, кучки одежды по краям. Это сделали люди, у которых было время, инструмент и холодный рассудок. Умирающие от холода в агонии так не поступают. Они не складывают вещи стопочками. А теперь посмотрите на эти же тела. Обуви нет. Одежда на некоторых надета задом наперед, вещи перепутаны. Словно их спешно одевали в темноте, не глядя, в спешке.
Перед нами не одна картина, а две. Две инсценировки. И между ними — пропасть в несколько дней и тонны бюрократического страха.
Это не детальная версия, а скорей общая картина, грубый сценарий, возникший спонтанно в моей голове. Здесь не будет ссылок на исторические факты, материалы УД, всепонимания современников. Только общая картина.
Первая картина. Ранний февраль. Паника на местах.
Группа студентов-туристов видит то, чего видеть не должна. Возможно, огоньки секретного полигона. Возможно, обломки чего-то, упавшего с неба, ракеты, самолета разведчика ЦРУ сбитого системой ПВО, не важно. Они — любопытные, молодые, с фотоаппаратами. Они идут на свет.
И натыкаются на, назовем их, «людей в погонах». Для них в глухой тайге, в зоне строжайшей секретности, они — не студенты. Они — нарушители. Возможно диверсанты. Шпионы. Происходит жесткое задержание. Кто-то из студентов пытается сопротивляться. В темноте, на морозе, на нервах — это заканчивается трагедией. Удары прикладами, ногами по лежачим безоружным студентам. Часть получает травмы не совместимые с дальнейшей жизнью. Остальных, избитых и шокированных, вяжут и везут всех на ближайшую «базу».
Там их допрашивают. Уже без эмоций. Скорей всего применяют совесем не гуманные методы, пытаясь выяснить "правду". А выясняется страшное — это не шпионы. Это простые студенты Уральского политеха, комсомольцы. "Люди в погонах" совершили страшную ошибку, за которую им, возможно, светит тюрьма. Это катастрофа для карьеры, партбилета и жизни.
Принимается спонтаные решение, рождённое животным страхом: ликвидировать проблему. Оставшихся в живых «добивают» (как опустим пока), принимается решение имитировать несчастный случай. Но как?
Начинается первая, кустарная инсценировка. Трупы раздевают, омывают от следов борьбы/крови/грязи. Четверых грузят в вертолёт. Летят к отдалённому склону Холатчахля. Выбирают место у ручья. Чтобы не работать на снегу, солдаты срезают лапник, делают настил. Раскладывают на нём вещи, снятые/срезанные ранее с трупов — сортируют, чтобы потом одеть. Начинают эту адскую работу: натягивать одежду на окоченевшие тела. Как мы выясним позже, одеть валенки на окоченевшие тела, задача не из легких.
Но тут их накрывает. Не метафорически, а буквально. Начинается пурга. Темнеет. Мороз крепчает. Руки не слушаются. Страх быть обнаруженными давит сильнее страха перед будущим трибуналом. Они в спешке сбрасывают полуодетые тела в ручей, наскоро закидывая их снегом. Настил и оставшиеся аккуратные кучки вещей остаются как памятник их непрофессионализму.
Вторая картина. Середина февраля. Паника в кабинетах.
На "базе" остались ещё пять тел. Образуется пауза в несколько дней, возникшая в связи с непогодой или возможно с какими-то другими проблемами. «На верху» становится известно о трагедии, но без деталей, о которых умалчивают. Местное командование получает приказ – трупы туристов вернуть родителям. Установить причину гибели – несчастный случай.
Командир, отдаёт приказ: найти те четыре тела и привезти обратно! Но вот беда, найти их не предоставляется возможным, еще и сильный ветер надул в лощину метры снега. Принято решение послать в горы группу сапёров-поисковиков. Но как найти то, что ты плохо закопал неделю назад в трёхметровых снегах? Поиск проваливается.
В штабе — тихий ужас. Ситуация патовая: половина трупов потеряна в тайге, половина лежит на "базе". Отдать одни без других — невозможно. Объявить о поисках — значит сдать всю ситуацию на суд общественности. Сроки поджимают.
И вот здесь в игру вступают «дяди в пальто». Их задача — ликвидировать политический ущерб. Им плевать на детали. Их цель одна: как можно быстрей легализовать трупы, отдать их родственникам и навсегда закрыть тему.
Они видят единственный выход: организовать «естественное» обнаружение всех тел по красивому сценарию. Но для этого нужно навести поисковиков прямо на тот район, где закопана первая четвёрка. А где это, черт побери?
И тогда рождается простой и циничный план.
Палатку ставят на открытое место не для того, чтобы все поверили в паническое бегство. Её ставят как стартовую точку, маяк, от которого поисковиков направят в нужном направлении. Её режут изнутри, имитируют следы, ведущие вниз — к тому самому кедру и ручью.
Тела, остальных человек аккуратно, но быстро раскладывают по этому маршруту. Одевают кое-как — уже неважно как. Заметают следы. Главное — создать картину «они бежали от палатки и замерзали по дороге». Чистые ступни, отсутствие логики, множество вопросов? Кто будет на это смотреть? В спешке не до деталей. Следователи будут работать так, как надо.
И запускается машина. Начинаются «массовые поиски». Студентов-добровольцев, искренне верящих в спасение товарищей, ведут от палатки прямиком к подготовленной сцене. В конце февраля находят первых пятерых... История обретает плоть. Дальнейшие действия всем нам хорошо известны… Всё гениальное — просто. Всё чудовищное — тоже.